Страстная пятница — самый страшный день в истории человечества.
В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.
Конечно, мы знаем, что Христос воскреснет, что крестная смерть и Воскресение неотделимы в деле спасения человека, что без временного триумфа тьмы не было бы и победы над смертью, что в Своем крестном пути воплотившийся Бог, по словам пророка Исайи, "понес наши болезни… изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53, 4-5), — и это было самое ясное проявление бесконечной Божественной любви. Но какой ценой обходится этой любовь! И можно ли без содрогания сердца принять эту жертву..?
Этот день страшен еще и потому, что перед каждым он со всей беспощадностью ставит вопрос: «А где я был бы тогда, в ту страшную ночь?» И ответ на него неутешителен: даже апостолы , говорившие, что готовы умереть за Христа, и, действительно, думавшие, что умрут за Него, все разбежались, даже Петр, самый твердый и ревностный среди них, трижды перед лицом, если посмотреть, самой ничтожной опасности отрекся от своего Учителя. А еще раньше, когда Христос молился в Гефсиманском саду: "Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты" (Мк. 14, 36), — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которых Он взял с Собою, просто уснули, хотя Спаситель и просил их: "душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте" (Мк. 14, 34).
Путь к смерти ужасен для каждого человека (а Господь наш Иисус Христос истинно был человеком), но для Христа он был особенно труден. Для просто человека смерть неизбежна, это — единственный бесспорный и общий для всех факт биографии, от которого некуда деться и с которым нужно и можно смириться; Христос же пошел на смерть ДОБРОВОЛЬНО: "Никто не отнимает ее [жизнь] у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин. 10, 18).
Смерть была не властна над Ним, потому что, приняв всю полноту человеческой природы, Сын Божий был вне греха, породившего истление и гибель человека. И Христос в своем человеческом естестве боролся со смертью как совершенно чуждой Ему стихией, боролся до кровавого пота, но принял, пройдя эти борения, волю Небесного Отца и победил смерть Своим Крестом и Воскресением.
Митрополит Антоний Сурожский так пишет об этом: «Свободно, но с каким ужасом Спаситель отдал Свою жизнь. Первый раз Он молился: «Отче, если Меня может это миновать — да минет». И боролся. И второй раз Он молился: «Отче! Если не может миновать Меня эта чаша — пусть будет». И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: «Да будет воля Твоя»...